|
Марио Пьюзо
Пусть умирают дураки
Книга 1
Глава 1
Послушай-ка. Я расскажу тебе правду о жизни мужчины. Я расскажу тебе правду о его
любви к женщинам. О том, что он никогда не сможет их ненавидеть. Ты уже думаешь, что я на
ложном пути. Побудь со мной. Поверь — я мастер волшебного.
Веришь ли ты, что мужчина может по-настоящему любить женщину и постоянно
изменять ей? Не будем говорить о плотской измене, а в мыслях, в “самой поэзии души”.
Возможно, это трудно понять, но мужчины всегда так делают.
Хочешь узнать, как женщины могут любить тебя, намеренно вскармливая тебя этой
любовью, чтобы отравить твое тело и разум, просто затем, чтобы уничтожить тебя? И страстно
любя решают не любить тебя больше? И в то же время одуряют тебя идиотским экстазом?
Невозможно? Да ведь это очень просто.
Но не убегай. Это не любовная история.
Я дам тебе почувствовать мучительную красоту ребенка, животное желание юноши,
томительно-самоубийственное состояние молодой женщины. А потом (что самое трудное)
покажу тебе, как время выворачивает мужчину и женщину, проводя их по полному кругу,
меняя им тело и душу.
Конечно, есть НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ. Не уходи! Она существует, или я заставлю ее
существовать. Я ведь не зря мастер волшебного. Не оправдывает ли это цену? А как насчет
половой верности? Дает ли она что-нибудь? Любовь ли это? И даже — гуманна ли она, эта
извращенная страсть быть только с одним человеком? А если нет, стоит ли награждать такую
попытку? Даст ли это что-нибудь в обоих случаях? Конечно нет, это же так просто. И все же -
Жизнь — смешное дело, и ничего нет забавнее любви, проходящей через время. Но
подлинный мастер волшебного умеет заставить своих слушателей смеяться и плакать
одновременно. Смерть — это другая история. Я никогда не стану шутить со смертью. Это за
пределом моих возможностей.
Я всегда бдителен к смерти. Она не проведет меня. Я сразу ее обнаружу. Она любит
приходить, прикинувшись неотесанным провинциалом; смешная бородавочка внезапно
разрастается; темный волосатый крот, роющий свои норы в каждой кости; или она прячется за
маленькой простудой. Потом внезапно появляется этот ухмыляющийся череп, чтобы застать
жертву врасплох. Но не меня. Я ее жду. Я принял меры.
Как и смерть, любовь — утомительное, ребячье дело, хотя мужчины верят больше в
любовь, чем в смерть. Женщины — другая история. У них есть полезный секрет. Они не
принимают любовь всерьез и никогда так не делали.
Но опять-таки: не уходи. Опять-таки: это не любовная история. Забудь о любви. Я покажу
тебе все виды власти. Сначала жизнь бедного писателя, борющегося за выживание.
Чувствительного. Талантливого. Может быть, даже в некотором роде гения. Я покажу тебе
художника, получившего по мозгам ради собственного искусства. И почему он всецело
заслуживает этого. Потом я выведу его как хитроумного преступника, достигшего вершины
жизни. Ах, какую радость чувствует настоящий художник, когда наконец становится жуликом.
Теперь его внутренняя природа наконец выходит наружу. Не надо больше нянчиться с
собственной честью. Напористый сукин сын, нашел товарищей. Враг общества, прямой и
открытый, вместо того, чтобы прятаться под сучьим подолом искусства. Какое облегчение.
Какое удовольствие. Какое тайное наслаждение. А потом — как он снова становится честным
человеком. Быть жуликом требует ужасного напряжения.
Но это помогает принять общество и простить своих ближних. Когда это достигнуто,
никто не останется жуликом, разве что ему действительно нужны деньги.
Теперь обратимся к одной из наиболее поразительных повестей об успехе и истории
литературы. Интимные жизни гигантов нашей культуры. Особенно одного безумного выродка.
Шикарный мир. Итак, теперь мы имеем мир бедного, борющегося за выживание гения,
преступный мир и шикарный литературный мир. Все это перемешано со множеством секса и
некоторыми общими идеями, которые, однако, не оглушают тебя, а, возможно, даже покажутся
интересными. И наконец, финальная сцена в Голливуде, где наш герой получает все свои
награды, деньги, славу, прекрасных женщин. И… Не уходи — не уходи — как все это
обращается в прах. “Этого мало? Ты слышал все это и раньше? Но помни, я мастер волшебного.
|
|