Поиск книг:
Категории:
Авторы:
О произведении

Простая душа

Гюстав Флобер

(1821-12-12 - 1880-05-08)
 
Раздел: классика
 
Разделы
 
Афоризм
Наша эпоха опасно играет печатными силами, которые похуже взрывчатых веществ. Альфонс Доде
Логин:
Пароль:
регистрация
Параметры текста
Шрифт:
Размер шрифта:
Высота строки:
Цвет шрифта:
Цвет фона:
Гюстав Флобер.

Простая душа


I

     В течение  пятидесяти лет  жительницы Пон-л'Эвека завидовали г-же Обен,
хозяйке Фелисите.
     За  сто  франков в год Фелисите  готовила  и убирала в комнатах,  шила,
стирала,  гладила; она умела  запрягать  лошадь, откармливать птицу, сбивать
масло  и была  предана своей  хозяйке, кстати сказать,  довольно  неприятной
особе.
     Муж г-жи Обен, красавчик, но  бедняк, умер в  начале 1809 года, оставив
ей двух малышей и много долгов. Тогда она продала свое недвижимое имущество,
кроме фермы  в Туке и фермы в Жефосе, которые приносили не больше пяти тысяч
франков дохода, и переехала из дома на Сен-Мелен в  другой,  не  требовавший
стольких расходов, с давних  пор принадлежавший семейству Обен и стоявший за
рынком.
     Этот  дом,  крытый  черепицей,  находился между  проездом  и переулком,
выходившим  к реке. Полы в  доме  были  неровные, так  что все  спотыкались.
Тесная прихожая отделяла кухню от "зала", где г-жа Обен проводила весь день,
сидя в соломенном  кресле  у  окна. Вдоль выкрашенной  белой  краской  стены
выстроились восемь  стульев красного  дерева. На стареньком  фортепьяно, под
барометром,  высилась  пирамида  из  коробок  и  картонок.  Два  гобелена  с
пастушками висели по бокам камина из желтого мрамора,  в стиле Людовика  XV.
На самом видном месте находились часы, изображавшие храм Весты; во всем доме
чувствовался легкий запах плесени, так как полы были ниже уровня сада.
     На втором этаже вы прежде всего попадали в огромную, оклеенную обоями с
бледными   цветочками  комнату  "барыни",   где  висел  портрет  "барина"  в
щегольском костюме. Она  сообщалась с комнатой  поменьше,-- там  стояли  две
детские кроватки без матрацев. За этой  комнатой  находилась всегда запертая
гостиная, заставленная мебелью в чехлах. Оттуда коридор вел
     в кабинет;  полки, с  трех сторон  окружавшие  письменный  стол черного
дерева, были завалены книгами и бумагами. Два панно на шарнирах, с рисунками
пером, пейзажами, написанными  гуашью,  и  гравюрами  Одрана,  напоминали  о
лучших  временах и  о былой роскоши. На  третьем этаже окошко,  выходившее в
луга, освещало комнату Фелисите.
     Фелисите  вставала на  рассвете, чтобы  не пропустить ранней обедни,  и
работала до вечера без передышки; после ужина, когда посуда была уже убрана,
а дверь заперта накрепко, она засыпала головешку золой и с  четками  в руках
садилась у очага подремать. Так упорно, как она, не торговался никто. Что же
касается чистоты, то блеск ее  кастрюль приводил в отчаяние других служанок.
Она  была  экономна, ела медленно, подбирая  пальцем крошки хлеба  со стола;
этого хлеба в двенадцать фунтов весом, который она пекла только для себя, ей
хватало на двадцать дней.
     Круглый год она носила ситцевый платок, сколотый сзади булавкой, чепец,
под который она  подбирала волосы, серые чулки, красную юбку, а поверх кофты
надевала фартук с нагрудником, как у сиделки.
     У нее было худое лицо и пронзительный голос. Когда Фелисите исполнилось
двадцать пять лет, ей давали сорок. После пятидесяти годы уже не накладывали
на   нее   своего  отпечатка;   всегда  молчаливая,   державшаяся  прямо,  с
неторопливыми движениями, она  напоминала деревянную статую и делала все как
автомат.

II
     В ее жизни, как у всех, была любовь.
     Ее  отец,  каменщик, сорвался с лесов и  разбился.  Потом умерла  мать,
сестры разошлись кто куда, а ее взял к себе фермер и заставил ее, еще совсем
маленькую  девочку, пасти коров.  Она  мерзла  в  своих лохмотьях; припав  к


1 : 2 : 3 : 4 : 5 : 6 : 7 : 8 : 9 : 10 : 11 : 12 : 13 : 14 : 15 : 16 : 17 :
Главная| Новости сайта| Авторы| Темы| Контакты| О проекте
© 2009 Домашняя библиотека