Поиск книг:
Категории:
Авторы:
О произведении

Собственник

Джон Голсуорси

(1867-08-14 - 1933-01-31)
 
Год: 1906
Серия: Сага о Форсайтах (#1)
Раздел: классика
 
Разделы
 
Афоризм
Назвать предмет - значит уничтожить три чверти поэтического шара, который дается временным отгадыванием; навеять - вот идеал. Малларме
Логин:
Пароль:
регистрация
Параметры текста
Шрифт:
Размер шрифта:
Высота строки:
Цвет шрифта:
Цвет фона:
                           Джон Голсуорси
                             Собственник
                       (Сага о Форсайтах – 1)
   
                         ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
   
   Название «Сага о Форсайтах» предназначалось в своё время для  той
её части, которая известна теперь как «Собственник», и то, что я дал
его   всей   хронике  семьи  Форсайтов,  свидетельствует   о   чисто
форсайтской  цепкости, присущей всем нам. Против слова «Сага»  можно
возражать на том основании, что в нём заключено понятие героизма,  а
героического на этих страницах мало. Но оно употреблено с подобающей
случаю  иронией; а кроме того, эта длинная повесть,  хоть  в  ней  и
говорится  о  веке процветания и о людях в сюртуках и  турнюрах,  не
лишена  страстной  борьбы враждебных друг  другу  сил.  Несмотря  на
гигантский  рост и кровожадность, которыми наделяет предание  героев
древних  саг,  они по своим собственническим инстинктам  были  очень
сродни  Форсайтам  и  так  же беззащитны против  набегов  красоты  и
страсти,  как  Суизин, Сомс и даже молодой Джолион. И хотя  в  нашем
представлении  эти герои никогда не бывших времён сильно  выделяются
среди  своего  окружения  – вещь неприемлемая  для  Форсайта  времён
Виктории,  –  мы  можем  с  уверенностью предположить,  что  родовой
инстинкт  и  тогда был главной движущей силой и что семья,  домашний
очаг  и  собственность  играли такую же роль, какую  играют  сейчас,
несмотря  на  все  разговоры,  с  помощью  которых  их  стараются  в
последнее время свести на нет.
   Столько   людей   в  своих  письмах  ко  мне  утверждали,   будто
прототипами  Форсайтов послужили именно их семьи, что я почти  готов
поверить  в типичность этой разновидности человеческого рода.  Нравы
меняются, жизнь идёт вперёд, и «Дом Тимоти на Бэйсуотер-Род» в  наше
время  попросту  немыслим во всех отношениях; мы  не  увидим  больше
такого  дома,  не  увидим, возможно, и людей,  подобных  Джемсу  или
старому Джолиону. А между тем, отчёты страховых обществ и речи судей
изо дня в день убеждают нас в том, что наш земной рай – и теперь ещё
богатый  заповедник,  куда  украдкой  совершают  набеги  Красота   и
Страсть,  чтобы среди бела дня похитить у нас наше спокойствие.  Как
собака  лает на духовой оркестр, так же все, что есть в человеческой
природе  от  Сомса,  неизменно  и тревожно  восстаёт  против  угрозы
распада, нависшей над владениями собственничества.
   «Пусть  мёртвое прошлое хоронит своих мертвецов1» – это изречение
было   бы   убедительнее,  если  бы  прошлое  когда-нибудь  умирало.
Живучесть  прошлого  –  одно  из тех трагикомических  благ,  которые
отрицает  всякий  новый  век,  когда  он  выходит  на  арену   и   с
безграничной  самонадеянностью претендует на  полную  новизну.  А  в
сущности никакой век не бывает совсем новым. В человеческой природе,
как  бы  ни менялось её обличье, есть и всегда будет очень много  от
Форсайта, а он, в конце концов, ещё далеко не худшее из животных.
   Оглядываясь  на эпоху Виктории, расцвет, упадок и гибель  которой
в  некотором роде представлены в «Саге о Форсайтах», мы  видим,  что
попали  из  огня да в полымя. Нелегко было бы доказать, что  в  1913
году  положение  Англии было лучше, чем в 1886 году, когда  Форсайты
собрались  в доме старого Джолиона на празднование помолвки  Джун  и
Филипа Босини. А в 1920 году, когда весь клан снова собрался,  чтобы
благословить  брак  Флёр  с Майклом Монтом, положение  Англии  стало
чересчур расплывчатым и безысходным, точно так же, как в 80-х  годах
оно  было  чересчур  застывшим и прочным. Будь эта  хроника  научным
исследованием о смене эпох, мы, вероятно, остановились бы  на  таких
факторах,   как  изобретение  велосипеда,  автомобиля  и   самолёта;
появление  дешёвой  прессы; упадок деревни и рост городов;  рождение
кино.  Дело  в том, что люди совершенно неспособны управлять  своими


1 : 2 : 3 : 4 : 5 : 6 : 7 : 8 : 9 : 10 : 11 : 12 : 13 : 14 : 15 : 16 : 17 : 18 : 19 : 20 : 21 : 22 : 23 : 24 : 25 : 26 : 27 : 28 : 29 : 30 : 31 : 32 : 33 : 34 : 35 : 36 : 37 : 38 : 39 : 40 : 41 : 42 : 43 : 44 : 45 : 46 : 47 : 48 : 49 : 50 : 51 : 52 : 53 : 54 : 55 : 56 : 57 : 58 : 59 : 60 : 61 : 62 : 63 : 64 : 65 : 66 : 67 : 68 : 69 : 70 : 71 : 72 : 73 : 74 : 75 : 76 : 77 : 78 : 79 : 80 : 81 : 82 : 83 : 84 : 85 : 86 : 87 : 88 : 89 : 90 : 91 : 92 : 93 : 94 : 95 : 96 : 97 : 98 : 99 : 100 : 101 : 102 : 103 : 104 : 105 : 106 : 107 : 108 : 109 : 110 : 111 : 112 : 113 : 114 : 115 : 116 : 117 : 118 : 119 : 120 : 121 : 122 : 123 : 124 : 125 : 126 : 127 : 128 : 129 : 130 : 131 : 132 : 133 : 134 : 135 : 136 : 137 : 138 : 139 : 140 : 141 : 142 : 143 : 144 : 145 : 146 : 147 : 148 : 149 : 150 : 151 : 152 : 153 : 154 : 155 : 156 : 157 : 158 : 159 : 160 : 161 : 162 : 163 : 164 : 165 : 166 : 167 : 168 : 169 : 170 : 171 : 172 : 173 : 174 : 175 : 176 : 177 : 178 : 179 : 180 : 181 : 182 : 183 : 184 : 185 : 186 :
Главная| Новости сайта| Авторы| Темы| Контакты| О проекте
© 2009 Домашняя библиотека