Поиск книг:
Категории:
Авторы:
О произведении

Консуэло

Жорж Санд
(1804-07-01 - 1876-06-08)
 
Год: 1843
Серия: Консуэло (#1)
 
Разделы
 
Афоризм
Высшее торжество для писателя заключается в том, чтобы заставить мыслить тех, кто способен мыслить. Эжен Делакруа
Логин:
Пароль:
регистрация
Параметры текста
Шрифт:
Размер шрифта:
Высота строки:
Цвет шрифта:
Цвет фона:
верили,  что  могущество  Михаила  и  его  славного  воинства  скоро
кончится  и  что  сатана  со своими проклятыми  приспешниками  будет
восстановлен  в своих правах и водворен обратно на небо.  Словом,  у
них  был  настоящий  нечестивый культ  сатаны,  и  при  встрече  они
приветствовали друг друга вот этой фразой: «Обиженный да  поклонится
тебе!  „,  то есть: «Тот, которого отвергли и несправедливо осудили,
пусть покровительствует и помогает тебе“.
   –  Итак,  – захлебываясь от смеха, проговорила Амелия,  –  теперь
моя  дорогая Нина находится под чудесным покровительством,  и  я  не
удивлюсь,  если  нам скоро придется прибегнуть к заклинаниям,  чтобы
уничтожить в ней действие чар Зденко.
   Шутка  эта немного смутила Консуэло. Она была не так уж  уверена,
что  дьявол – плод воображения, а ад – поэтическая басня.  Возможно,
негодование   и  страх  капеллана  произвели  бы  на   нее   большее
впечатление, если бы тот, выведенный из себя громким хохотом Амелии,
не был в эту минуту так смешон.
   Консуэло была до того взволнована и взбудоражена суеверием  одних
и  безверием  других,  что  в этот вечер с  трудом  могла  прочитать
полагающиеся молитвы. В верования ее детских лет вкрались  сомнения.
До  сих  пор  она  относилась к религии без критики,  теперь  же  ее
встревоженный   ум   уже  не  довольствовался  одними   религиозными
догматами, а стремился постичь их смысл.
   «Насколько   мне   приходилось  видеть  в   Венеции,   –   думала
Консуэло, – там есть два вида набожности: одна – у монахов, монахинь
и  народа, заходящая, быть может, даже слишком далеко и приводящая к
тому, что наряду с верой в таинства в них уживаются разные суеверия,
ничего  общего с этими таинствами не имеющие: верят они в  какого-то
Орко  (беса  лагун),  в  ведьм Маламокко  –  искательниц  золота,  в
гороскопы,  в обеты святым по поводу дел не только не благочестивых,
но иногда даже нечестных; другая – набожность высшего духовенства  и
`phqrnjp`rhh,  представляющая собой сплошное лицемерие,  потому  что
люди эти посещают церковь, как театр, – чтобы послушать музыку, себя
показать  и  на  других  посмотреть;  они  над  всем  смеются  и  не
задумываются ни над какими религиозными вопросами, так как  уверены,
что  в религии нет ничего серьезного, что она ни к чему не обязывает
и что все сводится к внешней форме и обычаю. Андзолето совершенно не
был  религиозен. Это было одним из моих огорчений, и я вижу  теперь,
что права была, боясь его неверия. А мой учитель Порпора… во что  он
верит?  Не  знаю…  Он  никогда не открывал мне  этого,  но  в  самые
горестные и самые торжественные минуты моей жизни он говорил  мне  о
боге  и  о божественных вещах. Слова его производили на меня сильное
впечатление,  но оставляли лишь страх и неуверенность. Казалось,  он
веровал  в бога ревнивого и самовластного, дарующего гениальность  и
вдохновение  только  тем  людям, которые,  в  силу  своей  гордости,
отстраняют  от себя горести и радости себе подобных. Сердце  мое  не
признает   такой  суровой  религии,  и  я  не  могу   любить   бога,
запрещающего мне любить. Какой же бог есть истинный бог? Кто  научит
меня  этому?  Моя  бедная мать была набожна, но сколько  ребяческого
идолопоклонства было в ее вере! Во что же верить и что думать? Скажу
ли  я вместе с беззаботной Амелией, что разум есть единственный бог?
Но  ей  неизвестен даже и этот бог, чему же может она научить  меня?
Ведь  трудно найти человека, менее разумного, чем она. Можно ли жить
без  религии?  Тогда зачем же жить? Ради чего стану я работать?  Для
чего  мне,  одинокой во всей вселенной, иметь сострадание,  доброту,
совесть,  великодушие,  мужество,  если  во  вселенной  нет  высшего
существа, разумного, полного любви, которое взвешивает мои поступки,
одобряет  меня, помогает мне, охраняет и благословляет меня?  Откуда
же  черпать в жизни силы и упоение тем людям, у которых нет надежды,
нет   любви,   стоящей   выше   всех  человеческих   заблуждений   и
человеческого непостоянства?»


1 : 2 : 3 : 4 : 5 : 6 : 7 : 8 : 9 : 10 : 11 : 12 : 13 : 14 : 15 : 16 : 17 : 18 : 19 : 20 : 21 : 22 : 23 : 24 : 25 : 26 : 27 : 28 : 29 : 30 : 31 : 32 : 33 : 34 : 35 : 36 : 37 : 38 : 39 : 40 : 41 : 42 : 43 : 44 : 45 : 46 : 47 : 48 : 49 : 50 : 51 : 52 : 53 : 54 : 55 : 56 : 57 : 58 : 59 : 60 : 61 : 62 : 63 : 64 : 65 : 66 : 67 : 68 : 69 : 70 : 71 : 72 : 73 : 74 : 75 : 76 : 77 : 78 : 79 : 80 : 81 : 82 : 83 : 84 : 85 : 86 : 87 : 88 : 89 : 90 : 91 : 92 : 93 : 94 : 95 : 96 : 97 : 98 : 99 : 100 : 101 : 102 : 103 : 104 : 105 : 106 : 107 : 108 : 109 : 110 : 111 : 112 : 113 : 114 : 115 : 116 : 117 : 118 : 119 : 120 : 121 : 122 : 123 : 124 : 125 : 126 : 127 : 128 : 129 : 130 : 131 : 132 : 133 : 134 : 135 : 136 : 137 : 138 : 139 : 140 : 141 : 142 : 143 : 144 : 145 : 146 : 147 : 148 : 149 : 150 : 151 : 152 : 153 : 154 : 155 : 156 : 157 : 158 : 159 : 160 : 161 : 162 : 163 : 164 : 165 : 166 : 167 : 168 : 169 : 170 : 171 : 172 : 173 : 174 : 175 : 176 : 177 : 178 : 179 : 180 : 181 : 182 : 183 : 184 : 185 : 186 : 187 : 188 : 189 : 190 : 191 : 192 : 193 : 194 : 195 : 196 : 197 : 198 : 199 : 200 : 201 : 202 : 203 : 204 : 205 : 206 : 207 : 208 : 209 : 210 : 211 : 212 : 213 : 214 : 215 : 216 : 217 : 218 : 219 : 220 : 221 : 222 : 223 : 224 : 225 : 226 : 227 : 228 : 229 : 230 : 231 : 232 : 233 : 234 : 235 : 236 : 237 : 238 : 239 : 240 : 241 : 242 : 243 : 244 : 245 : 246 : 247 : 248 : 249 : 250 : 251 : 252 : 253 : 254 : 255 : 256 : 257 : 258 : 259 : 260 : 261 : 262 : 263 : 264 : 265 : 266 : 267 : 268 : 269 : 270 : 271 : 272 : 273 : 274 : 275 : 276 : 277 : 278 : 279 : 280 : 281 : 282 : 283 : 284 : 285 : 286 : 287 : 288 : 289 : 290 : 291 : 292 : 293 : 294 : 295 : 296 : 297 : 298 : 299 : 300 : 301 : 302 : 303 : 304 : 305 : 306 : 307 : 308 : 309 : 310 : 311 : 312 : 313 : 314 : 315 : 316 : 317 : 318 : 319 : 320 : 321 : 322 : 323 : 324 : 325 : 326 : 327 : 328 : 329 : 330 : 331 : 332 : 333 : 334 : 335 : 336 : 337 : 338 : 339 : 340 : 341 : 342 : 343 : 344 : 345 : 346 : 347 : 348 : 349 : 350 : 351 : 352 : 353 : 354 : 355 : 356 : 357 : 358 : 359 : 360 : 361 : 362 : 363 : 364 : 365 : 366 : 367 : 368 : 369 : 370 : 371 : 372 : 373 : 374 : 375 : 376 : 377 : 378 : 379 : 380 : 381 : 382 : 383 : 384 : 385 : 386 : 387 : 388 : 389 : 390 : 391 : 392 : 393 : 394 : 395 : 396 : 397 : 398 : 399 : 400 : 401 : 402 : 403 : 404 : 405 : 406 : 407 : 408 : 409 : 410 : 411 : 412 : 413 : 414 : 415 : 416 : 417 : 418 : 419 : 420 : 421 : 422 : 423 : 424 : 425 : 426 : 427 : 428 : 429 : 430 : 431 : 432 : 433 : 434 : 435 : 436 : 437 : 438 : 439 : 440 : 441 : 442 : 443 : 444 : 445 : 446 : 447 : 448 : 449 : 450 : 451 : 452 : 453 : 454 : 455 : 456 : 457 : 458 : 459 : 460 : 461 : 462 : 463 : 464 : 465 : 466 : 467 : 468 : 469 : 470 : 471 : 472 : 473 : 474 : 475 : 476 : 477 : 478 : 479 : 480 : 481 : 482 : 483 : 484 : 485 : 486 : 487 : 488 : 489 : 490 : 491 : 492 : 493 : 494 : 495 : 496 : 497 : 498 : 499 : 500 : 501 : 502 : 503 : 504 : 505 : 506 : 507 :
Главная| Новости сайта| Авторы| Темы| Контакты| О проекте
© 2009 Домашняя библиотека