Поиск книг:
Категории:
Авторы:
О произведении

Консуэло

Жорж Санд
(1804-07-01 - 1876-06-08)
 
Год: 1843
Серия: Консуэло (#1)
 
Разделы
 
Афоризм
Никто не может быть хорошим поэтом без душевного огня и без некоторого вдохновения - своего рода безумия. То же самое говорят Демокрит и Платон. Марк Туллий Цицерон
Логин:
Пароль:
регистрация
Параметры текста
Шрифт:
Размер шрифта:
Высота строки:
Цвет шрифта:
Цвет фона:
запомнить  и тем более записать свои мимолетные мысли. От  него  эта
баллада переходит к другим музыкантам, таким же детям природы, как и
он  сам, а те ее переносят из деревни в деревню, из хижины в хижину,
причем каждый изменяет ее сообразно своему дарованию. Вот почему эти
деревенские  песни  и романсы, такие прелестные своей  наивностью  и
глубиной  чувства, большей частью утрачиваются и редко живут  больше
ста  лет в памяти народа. Ученые музыканты не особенно заботятся  их
собирать. Большинство пренебрегает ими, не обладая достаточно  ясным
пониманием  и  возвышенным чувством, других же отталкивает  то,  что
почти  невозможно  найти подлинную первоначальную мелодию,  которая,
быть  может,  уже  не  существует и для  самого  автора  и  которую,
разумеется,   никогда   не  оставляли  определенной   и   неизменной
многочисленные   ее  исполнители.  Одни  изменяли   ее   по   своему
невежеству,  другие  развивали, украшали  и  улучшали  ее  благодаря
своему  превосходству, ибо изучение искусства  не  заглушило  в  них
непосредственности  восприятия.  Они  и  сами  не   сознавали,   что
преобразили первоначальное произведение, а их простодушные слушатели
тоже  не  замечали этого. Крестьянин не исследует и  не  спрашивает.
Если  небо  создало  его музыкантом, он поет  как  птица  –  подобно
соловью,  без  устали импровизирующему, хотя основные  элементы  его
пения,   варьируемые   до   бесконечности,   остаются   неизменными.
Плодовитость  народного гения беспредельна. Ему не нужно  записывать
свои  произведения,  –  он  творит без  отдыха,  подобно  земле,  им
обрабатываемой;   он   творит   ежечасно,   подобно   природе,   его
вдохновляющей.
   В  сердце Консуэло была и чистота, и поэзия, и чуткость – словом,
все, что нужно, чтобы понимать и страстно любить народную музыку.  В
этом  тоже  проявлялась  великая артистка, и  усвоенные  ею  научные
теории не убили в ее таланте ни свежести, ни мягкой нежности –  этих
сокровищ  вдохновения и юности души. Бывало, она не  раз  тайком  от
Порпоры   признавалась  Андзолето,  что  некоторые  баллады  рыбаков
Адриатического  моря  гораздо больше  говорят  ее  сердцу,  чем  все
высокие  произведения  падре  Мартини  или  маэстро  Дуранте  вместе
взятые. Испанские песни и болеро, исполнявшиеся ее матерью, были для
нее  источником  поэзии,  откуда она  черпала  теперь  свои  любимые
воспоминания.  Какое  же впечатление должен был  произвести  на  нее
музыкальный гений Чехии, вдохновение этого народа – народа  пастухов
и  воинов,  фанатично-сурового и нежного, сильного в своей  трудовой
жизни! Все в этой музыке было для нее и ново и поразительно. Альберт
передавал  ее  с  редким пониманием народного духа и породившего  ее
могучего религиозного чувства. Импровизируя, он вносил в эту  музыку
глубокую  меланхолию  и  раздирающую  сердце  жалобу  –  эти   следы
угнетения,  запечатлевшиеся в душе его народа и его  собственной.  И
это смешение грусти и отваги, экзальтации и уныния, благодарственных
гимнов  и  воплей отчаяния было самым совершенным и  самым  глубоким
выражением переживаний несчастной Богемии и несчастного Альберта.
   Справедливо  говорят,  что  цель  музыки  –  возбудить   душевное
волнение.  Никакое другое искусство не пробуждает столь  возвышенным
образом  благородные  чувства  в  сердце  человека;  никакое  другое
искусство  не  изобразит  перед  духовными  очами  красоту  природы,
прелесть созерцания, своеобразие народов, бурю их страстей и тяжесть
страданий.   Сожаление,   надежда,  ужас,  сосредоточенность   духа,
смятение, энтузиазм, вера, сомнение, слава, спокойствие – все это  и
еще  многое  другое музыка дает нам или отнимает у нас силою  своего
гения  и  в меру нашей восприимчивости. Она воссоздает даже  внешний
вид  вещей  и,  не впадая в мелочные звуковые эффекты  или  в  узкое
подражание  шумам действительности, показывает нам  сквозь  туманную
дымку, возвышающую и обожествляющую их, те предметы внешнего мира, к
которым  она  уносит  наше воображение. Иные  песнопения  воссоздали
перед  нами  исполинские призраки древних соборов и в  то  же  время


1 : 2 : 3 : 4 : 5 : 6 : 7 : 8 : 9 : 10 : 11 : 12 : 13 : 14 : 15 : 16 : 17 : 18 : 19 : 20 : 21 : 22 : 23 : 24 : 25 : 26 : 27 : 28 : 29 : 30 : 31 : 32 : 33 : 34 : 35 : 36 : 37 : 38 : 39 : 40 : 41 : 42 : 43 : 44 : 45 : 46 : 47 : 48 : 49 : 50 : 51 : 52 : 53 : 54 : 55 : 56 : 57 : 58 : 59 : 60 : 61 : 62 : 63 : 64 : 65 : 66 : 67 : 68 : 69 : 70 : 71 : 72 : 73 : 74 : 75 : 76 : 77 : 78 : 79 : 80 : 81 : 82 : 83 : 84 : 85 : 86 : 87 : 88 : 89 : 90 : 91 : 92 : 93 : 94 : 95 : 96 : 97 : 98 : 99 : 100 : 101 : 102 : 103 : 104 : 105 : 106 : 107 : 108 : 109 : 110 : 111 : 112 : 113 : 114 : 115 : 116 : 117 : 118 : 119 : 120 : 121 : 122 : 123 : 124 : 125 : 126 : 127 : 128 : 129 : 130 : 131 : 132 : 133 : 134 : 135 : 136 : 137 : 138 : 139 : 140 : 141 : 142 : 143 : 144 : 145 : 146 : 147 : 148 : 149 : 150 : 151 : 152 : 153 : 154 : 155 : 156 : 157 : 158 : 159 : 160 : 161 : 162 : 163 : 164 : 165 : 166 : 167 : 168 : 169 : 170 : 171 : 172 : 173 : 174 : 175 : 176 : 177 : 178 : 179 : 180 : 181 : 182 : 183 : 184 : 185 : 186 : 187 : 188 : 189 : 190 : 191 : 192 : 193 : 194 : 195 : 196 : 197 : 198 : 199 : 200 : 201 : 202 : 203 : 204 : 205 : 206 : 207 : 208 : 209 : 210 : 211 : 212 : 213 : 214 : 215 : 216 : 217 : 218 : 219 : 220 : 221 : 222 : 223 : 224 : 225 : 226 : 227 : 228 : 229 : 230 : 231 : 232 : 233 : 234 : 235 : 236 : 237 : 238 : 239 : 240 : 241 : 242 : 243 : 244 : 245 : 246 : 247 : 248 : 249 : 250 : 251 : 252 : 253 : 254 : 255 : 256 : 257 : 258 : 259 : 260 : 261 : 262 : 263 : 264 : 265 : 266 : 267 : 268 : 269 : 270 : 271 : 272 : 273 : 274 : 275 : 276 : 277 : 278 : 279 : 280 : 281 : 282 : 283 : 284 : 285 : 286 : 287 : 288 : 289 : 290 : 291 : 292 : 293 : 294 : 295 : 296 : 297 : 298 : 299 : 300 : 301 : 302 : 303 : 304 : 305 : 306 : 307 : 308 : 309 : 310 : 311 : 312 : 313 : 314 : 315 : 316 : 317 : 318 : 319 : 320 : 321 : 322 : 323 : 324 : 325 : 326 : 327 : 328 : 329 : 330 : 331 : 332 : 333 : 334 : 335 : 336 : 337 : 338 : 339 : 340 : 341 : 342 : 343 : 344 : 345 : 346 : 347 : 348 : 349 : 350 : 351 : 352 : 353 : 354 : 355 : 356 : 357 : 358 : 359 : 360 : 361 : 362 : 363 : 364 : 365 : 366 : 367 : 368 : 369 : 370 : 371 : 372 : 373 : 374 : 375 : 376 : 377 : 378 : 379 : 380 : 381 : 382 : 383 : 384 : 385 : 386 : 387 : 388 : 389 : 390 : 391 : 392 : 393 : 394 : 395 : 396 : 397 : 398 : 399 : 400 : 401 : 402 : 403 : 404 : 405 : 406 : 407 : 408 : 409 : 410 : 411 : 412 : 413 : 414 : 415 : 416 : 417 : 418 : 419 : 420 : 421 : 422 : 423 : 424 : 425 : 426 : 427 : 428 : 429 : 430 : 431 : 432 : 433 : 434 : 435 : 436 : 437 : 438 : 439 : 440 : 441 : 442 : 443 : 444 : 445 : 446 : 447 : 448 : 449 : 450 : 451 : 452 : 453 : 454 : 455 : 456 : 457 : 458 : 459 : 460 : 461 : 462 : 463 : 464 : 465 : 466 : 467 : 468 : 469 : 470 : 471 : 472 : 473 : 474 : 475 : 476 : 477 : 478 : 479 : 480 : 481 : 482 : 483 : 484 : 485 : 486 : 487 : 488 : 489 : 490 : 491 : 492 : 493 : 494 : 495 : 496 : 497 : 498 : 499 : 500 : 501 : 502 : 503 : 504 : 505 : 506 : 507 :
Главная| Новости сайта| Авторы| Темы| Контакты| О проекте
© 2009 Домашняя библиотека