Поиск книг:
Категории:
Авторы:
О произведении

Графиня Рудольштадт

Жорж Санд
(1804-07-01 - 1876-06-08)
 
Год: 1843
Серия: Консуэло (#2)
 
Разделы
 
Афоризм
Настоящие писатели - совесть человечества. Людвиг Андреас Фейербах
Логин:
Пароль:
регистрация
Параметры текста
Шрифт:
Размер шрифта:
Высота строки:
Цвет шрифта:
Цвет фона:
рухнул,  оставив в наследство французской революции  передавшийся,
как  электрический ток, высокий энтузиазм, пылкую веру  и  грозный
фанатизм.  За  полвека  до  этих отмеченных  судьбой  дней,  в  те
времена,  когда  галантное царствование Людовика  XV,  философский
деспотизм  Фридриха  II,  скептическое и  насмешливое  владычество
Вольтера,  честолюбивая  дипломатия  Марии-Терезии  и  еретическая
терпимость  Ганганелли, — в те времена, когда все  это,  казалось,
надолго   возвещало   миру  одряхление,  соперничество,   хаос   и
разложение, французская революция уже бродила, как вино, во  мраке
и  созревала  под  землей.  Она вынашивалась  в  умах  верящих  до
фанатизма людей как мечта о всемирной революции, и, пока  разврат,
лицемерие  или неверие царили на земле, высокая вера, великолепное
проникновение  в будущее, проекты переустройства  мира,  столь  же
глубокие  и,  быть  может,  более  обоснованные  научно,  чем  наш
фурьеризм  и наш нынешний сенсимонизм, помогали отдельным  группам
людей необыкновенных создавать в своем воображении представление о
будущем обществе, диаметрально противоположном тому обществу,  чьи
действия  до  сих  пор  скрывает и замалчивает  история.  Подобный
контраст  является  одной из поразительнейших черт  восемнадцатого
века, который до того насыщен идеями и напряженной работой ума  во
всех  областях, что философы и историки наших дней  еще  не  могут
сделать  ясные и полезные обобщения. Дело в том, что  в  нем  есть
уйма  противоречивых  документов и  непонятых  фактов,  с  первого
взгляда   неуловимых,   есть  множество  источников,   замутненных
сутолокой   века,  источников,  которые  бы  следовало   терпеливо
расчистить,  чтобы  добраться до надежной  сути.  Многие  усердные
труженики  остались  неизвестными и унесли в  могилу  тайну  своей
миссии  —  ведь столько славных подвигов поглощало тогда  внимание
современников,   столько  блестящих  работ  и  поныне   привлекают
внимание  исследователей прошлого! Однако понемногу свет возникнет
из  этого  хаоса,  и  если  наш  век  сможет  когда-нибудь  понять
собственную сущность, он поймет также и смысл жизни своего отца  —
восемнадцатого века, смысл этой огромной шарады, этого  блестящего
логогрифа,  где уживалось столько противоположностей:  подлость  и
величие,  знание  и невежество, варварство и цивилизация,  ясность
мысли  и  заблуждения, положительность и склонность к  поэтическим
восторгам,  неверие  и  вера,  мудрый педантизм  и  легкомысленная
насмешливость,  суеверие  и  горделивый  разум.  Он   поймет   это
столетие,  видевшее владычество госпожи де Ментенон и  госпожи  де
Помпадур, Петра Великого и Екатерины II, Марии-Терезии и  Дюбарри,
Вольтера  и  Сведенборга,  Канта  и  Месмера,  Жан-Жака  Руссо   и
кардинала  Дюбуа, Шрепфера и Дидро, Фенелона и Лоу, Цинцендорфа  и
Лейбница,  Фридриха  II  и  Робеспьера,  Людовика  XIV  и  Филиппа
Эгалите,  Марии-Антуанетты и Шарлотты Корде, Вейсгаупта, Бабефа  и
Наполеона…  Страшную лабораторию, где в тигель было брошено  такое
множество  разнородных элементов, что в своем  чудовищном  кипении
они  извергли из себя клубы дыма, и мы до сих пор бродим впотьмах,
окутанные туманными образами.
   Ни Консуэло, ни Альберт, ни даже вожди Невидимых и их адепты не
могли  ясно  видеть свой век — тот век, в лоне  которого  все  они
горели  желанием и надеждой взять его приступом и переродить.  Все
они  верили,  что  вступают в преддверие евангельской  республики,
подобно  тому как ученики Иисуса верили, что вступают в преддверие
v`pqrb` божья на земле, как табориты Чехии верили, что вступают  в
преддверие рая, как позже французский Конвент верил, что находится
на  пороге победоносного распространения своих идей на всем земном
шаре.  Однако  без этой безрассудной веры не было бы  и  настоящей
преданности,  а  без этих великих безумств не было  бы  и  великих
результатов.  Что  сталось  бы  с  представлением  о  человеческом
братстве  без утопии божественного мечтателя Иисуса? Разве  смогли


1 : 2 : 3 : 4 : 5 : 6 : 7 : 8 : 9 : 10 : 11 : 12 : 13 : 14 : 15 : 16 : 17 : 18 : 19 : 20 : 21 : 22 : 23 : 24 : 25 : 26 : 27 : 28 : 29 : 30 : 31 : 32 : 33 : 34 : 35 : 36 : 37 : 38 : 39 : 40 : 41 : 42 : 43 : 44 : 45 : 46 : 47 : 48 : 49 : 50 : 51 : 52 : 53 : 54 : 55 : 56 : 57 : 58 : 59 : 60 : 61 : 62 : 63 : 64 : 65 : 66 : 67 : 68 : 69 : 70 : 71 : 72 : 73 : 74 : 75 : 76 : 77 : 78 : 79 : 80 : 81 : 82 : 83 : 84 : 85 : 86 : 87 : 88 : 89 : 90 : 91 : 92 : 93 : 94 : 95 : 96 : 97 : 98 : 99 : 100 : 101 : 102 : 103 : 104 : 105 : 106 : 107 : 108 : 109 : 110 : 111 : 112 : 113 : 114 : 115 : 116 : 117 : 118 : 119 : 120 : 121 : 122 : 123 : 124 : 125 : 126 : 127 : 128 : 129 : 130 : 131 : 132 : 133 : 134 : 135 : 136 : 137 : 138 : 139 : 140 : 141 : 142 : 143 : 144 : 145 : 146 : 147 : 148 : 149 : 150 : 151 : 152 : 153 : 154 : 155 : 156 : 157 : 158 : 159 : 160 : 161 : 162 : 163 : 164 : 165 : 166 : 167 : 168 : 169 : 170 : 171 : 172 : 173 : 174 : 175 : 176 : 177 : 178 : 179 : 180 : 181 : 182 : 183 : 184 : 185 : 186 : 187 : 188 : 189 : 190 : 191 : 192 : 193 : 194 : 195 : 196 : 197 : 198 : 199 : 200 : 201 : 202 : 203 : 204 : 205 : 206 : 207 : 208 : 209 : 210 : 211 : 212 : 213 : 214 : 215 : 216 : 217 : 218 : 219 : 220 : 221 : 222 : 223 : 224 : 225 : 226 : 227 : 228 : 229 : 230 : 231 : 232 : 233 : 234 : 235 : 236 : 237 : 238 : 239 : 240 : 241 : 242 : 243 : 244 : 245 : 246 : 247 : 248 : 249 : 250 : 251 : 252 : 253 : 254 : 255 : 256 : 257 : 258 : 259 : 260 : 261 : 262 : 263 : 264 : 265 : 266 : 267 : 268 : 269 : 270 : 271 : 272 : 273 : 274 : 275 : 276 : 277 : 278 : 279 : 280 : 281 : 282 : 283 : 284 : 285 : 286 : 287 : 288 : 289 : 290 : 291 : 292 : 293 : 294 : 295 : 296 : 297 : 298 : 299 : 300 : 301 : 302 : 303 : 304 : 305 : 306 : 307 : 308 : 309 : 310 : 311 : 312 : 313 : 314 : 315 : 316 : 317 : 318 : 319 : 320 : 321 : 322 : 323 : 324 : 325 : 326 : 327 : 328 : 329 : 330 : 331 : 332 :
Главная| Новости сайта| Авторы| Темы| Контакты| О проекте
© 2009 Домашняя библиотека